Дизайн
Графика
Photoshop
Corel Draw
Flash
HTML
Гостевая книга


Поиск по сайту






Эффекты цвета


Дата публикации: 10/03/2002
Категория: Дизайн
Версия для печати

1 2
 

Восприятие цвета всегда зависит от контекста. В реальном мире наверное только небо не имеет границ, остальные же предметы являют собой разнообразие угловатых и изогнутых, выпуклых и вогнутых форм. Далее, поверхности объектов также обладают рядом характеристик, влияющих на наше восприятие цвета - предметы могут быть гладкими и блестящими или шероховатыми и текстурированными. И наконец, предметы нашего мира не существуют обособленно, они организованы в пространстве, взаимодейтсвуют и влияют друг на друга.

Цвет является неотъемлемой частью этого взаимодействия, в зависимости от контекста формы, поверхности и положения в пространстве меняется и наше восприятие цвета. Цвет может мутировать сам и менять объекты вокруг себя. Одним словом, цвет - наиболее непредсказумое явление среди прочих элементов визуальной коммуникации.

В течении последних 150 лет, несколько выдающихся теоретиков цвета изучали эффекты цвета. Эта статья расскажет о результатах работы Мишеля Шевреля, Вильгельма фон Безольда, Джозефа Альберса и Иоганна Итена.

Теории Шевреля

Шеврель (1786-1889) - директор фабрики по производству красок в Париже. Его исследования оказали ощутимое влияние на развитие науки о цвете. Ниже следует описание основных принципов его теории:

  1. Яркие, контрастирующие цвета, взятые в разумных пропорциях, не меняют своего оттенка, а напротив, делают друг друг более четкими, сочными. Когда же два подобных цвета взяты в небольших количествах и распространены по поверхности в результате мы получаем практически новый цвет - уже тусклый и непривлекательный.
  2. Если два цвета немного удалены друг от друга на цветовом круге (то есть не аналоговые, но и не комплементарные сочетания), то один из цветов слегка окрасит другой в цвет своего комплемента. На рисунке, приведенном в качестве примера желтый цвет придал зеленому легкий оттенок фиолетовго цвета.
  3. Аналоговые цвета (находящиеся рядом на цветовом круге) имеют тенденцию оптически смешиваться, "образуя" при этом новый цвет. Шеврель также отметил, что аналоговые сочетания лучше воспринимаются, если в качестве основного, ключевого оттенка взят первичный цвет (красный, желтый или голубой).

Вильгельм фон Безольд

Вильям фон Безольд, известный дизайнер тканей 19 века, открыл, что изменение всего одного цвета в цветовой схеме дизайна может изменить композицию до неузнаваемости.

Это правило, однако, больше всего применимо к доминатным цветам сочетаний. Так, на приведенном примере, ярко желтый цвет фона был изменен на черный. Все остальные цвета остались неизменными. В результате, одни оттенки, формы и узоры стали более заметными, доминантными, другие же, напротив, отошли на второй план.

"Эффект Безольда" еще более наглядно можно продемонстрировать на следующих изображениях.В обоих случаях меняется только цвет полосок, от синего вверху до желтого на картинке внизу. Восприятие же меняется коренным образом.


Джозеф Альберс (1888-1976)

Теоретик цвета Джозеф Альберс, член школы искусства и индустриального дизайна Бахауса, уделял особое внимание именно взаимодействию и относительности восприятия цвета. Он определил, что в зависимости от определенных ситуаций, один и тот же цвет может восприниматься как два разных оттенка.

На следующем примере мы имеем дело с так называемым "эффектом вампира". Несмотря на то, что для создания изображения использовалось всего три цвета, на самом деле нам кажется, что их четыре.


Три цвета превращаются в четыре
Небольшой прямоугольник слева кажется нам имеющим красную основу, в то время как прямоугольник такой же цвета справа кажется ближе к синему.
Большой квадрат слева. R: 102 G: 102 B: 204
Большой квадрат справа. R: 153 G: 051 B: 153
Маленькие прямоугольники. R: 153 G: 102 B: 204

На следующем изображении мы наблюдаем пример обратной метаморфозы. На этот раз три цвета превращаются в два. Однако и на этот раз в основе лежит "эффект вампира".


Три цвета превращаются в два.
Большой квадрат слева. R: 102 G: 102 B: 204
Большой квадрат справа. R: 153 G: 051 B: 153
Маленькие прямоугольники. R: 153 G: 102 B: 204

Иоганн Итен (1889-1967)

Иоганн Итен, еще один член школы Бахауса, разработал теорию о цветовых контрастах. По его мнению существуют следующие виды цветовых контрастов: по оттенку, яркости, насыщенности, теплоте, комплементарности, а также по количеству.

В качестве примера возьмем красный цвет. Наиболее четким и выразительным красный кажется в сочетании черным фоном. В сочетании же с белым красный, кажется, теряет свою яркость и становится тусклым; а сочетание с оранжевым и вовсе делает красный цвет бесжизненным.


Обратите внимание: красный прямоугольник на черном фоне кажется несколько большим, чем в сочетании с подложками других цветов


Статьи по теме:
  • Движение цвета
  • Гармония цвета
  • Характеристики цвета
  • Теория цвета
  • 1 2
    система публикаций: Sanitarium WebLoG