Дизайн
Графика
Photoshop
Corel Draw
Flash
HTML
Гостевая книга


Поиск по сайту






Движение цвета


Дата публикации: 10/03/2002
Категория: Дизайн
Версия для печати

1
 

Процесс восприятия человеком цвета невероятно сложен, подчас особенности человеческого зрения приводят к феноменальным оптическим иллюзиям, когда нам кажется, что цвет "движется" или наделен такими параметрами физических объектов, как масса и прозрачность.

На примере взяты два цвета - красный и синий, причем с равными показателями яркости и насыщенности. При этом несмотря на равенство этих параметров, возникает ощущение того,что красный квадрат "тяжелее" и больше. Более того, в данном случае красный цвет выступает, движется по направлению к зрителю, в то время как синий цвет кажется уходящим на задний план, удаляющимся.

Вместе с этим на следующем примере синий квадрат выходит на передний план, кажется ближе красной фигуры. Даже этот простой пример свидетельствует о бесконечных возможностях цвета к видоизменению, мутации. Тем не менее далее мы все же попробуем определить некоторые основные моменты пространственных эффектов цвета.

Любая форма, перекрывающая другую кажется зрителю более близкой

Цвет и пространство

Желтый - лучше всего привлекает внимание, это наиболее видимый цвет. Его пространственной характеристикой является выраженное движение наружу, желтый сложно "удержать" внутри любой формы.
Красный - самый аггресивный цвет, обладающий способностью выступать вперед, двигаться по направлению к зрителю.
Синий - относительно стабильный цвет, который имеет имеет тенденцию отступать, уходить на задний план.
Ключевое слово для зеленого - спокойствие, при этом зеленый в композиции стабилен, с некоторой тенденцией движения к центру

Color vs Color

Для сочетаний цветов можно определить следующие закономерности:

Теплые цвета выступают, холодные отступают
Более яркие цвета выступают
Цвета с более высокими показателями насыщенности выступают, приглушенные цвета уходят на задний план.
Более насыщенные оттенки холодных цветов все равно будут выступать, менее насыщенные теплые цвета будут уходить на задний план.
В композиции области наиболее сильного контраста выступают, в то время как все остальное уходит на задний план.

Цвет и форма

Следует помнить, что дизайн в двух измерениях во многом основан на отношениях "форма - фон". Любая форма, вне зависимости от ее цвета будет выступать, при этом наибольшей способностью к движению обладают угловатые геометрические формы: квадрат, ромб и т.д., более ограничные, изогнутые формы обладают этой способностью в меньшей мере.


Обратите внимание: фон данного изображения - насыщенный теплый цвет, а цвет фигур - холодный, правило "фигура - фон" все равно работает.

Выпуклые и вогнутые формы обладают различными характеристиками движения. В то время как вогнутые формы пассивны и имеют тенденцию сжиматься, двигаться вовнутрь, выпуклые формы смотрятся более аггресивно, кажется что они движутся наружу. В выпукло-вогнутых формах обе эти особенности объединены



Как видите эффект сохраняется, даже если цвет формы - приглушенный холодный голубой, а цвет фона яркий насыщенный оранжевый.

Эффект прозрачности

В данном случае эффект прозрачности был достигнут с помощью третьего цвета, который получен из двух основныйх цветов пересекающихся фигур. При этом цвет области пересечения содержит в себе информацию о пространственных взаимоотношениях данных фигур, создает третье измерение композиции. Хотя очевидно, что мы имеем дело всего лишь с двумерной композицией.


В первом случае кажется, что синяя полоска находится далеко внизу, во втором она уже кажется ближе и в третьем желтый квадрат уже кажется лежащим на синей фигуре.

Расположение цвета в пространстве

Нижняя часть композиции воспринимается как форма, в то время как верхняя ее часть воспринимается как фон. Цвет нижней части вне зависимости от характеристик насыщенности, яркости и теплоты будет выступать. В основе этого эффекта лежит наш опыт визуального восприятия - небо всегда вверху и удаляется, а дома, деревья и прочие объекты находятся внизу и выступают на общем фоне.

Цвет и масса

И наконец, рассмотрим иллюзию массы цвета. Можно вывести три основных правила:

  1. Темные цвета тяжелее светлых
  2. Насыщенные цвета тяжелее приглушенных
  3. Если значения яркости и насыщенности у двух цветов одинаковы, то теплые оттенки будут казться более тяжелыми


Статьи по теме:
  • Эффекты цвета
  • Гармония цвета
  • Характеристики цвета
  • Теория цвета
  • 1
    система публикаций: Sanitarium WebLoG