Правила композиции
Целостность - в правильной композиции ни один из элементов
нельзя изъять, добавить или передвинуть без ущерба для целого. Для нахождения
целостной композиции обычно рассматривают будущее изображение как набор пятен -
силуэтов отдельных элементов, которые компонуют на плоскости до достижения
необходимого эффекта. Все элементы композиции должны быть связаны чем-либо
воедино - стилем рисунка, выравниванием, цветами, размерами и т.д. Применительно
к вебдизайну - не может быть целостной композиция, где дизайн страницы никак не
перекликается с логотипом.
Выразительность - неформализуемое качество композиции,
проявляется в том, что изображение быстро захватывает внимание зрителя, ясно
показывает процессы, которые дизайнер хотел отобразить. Фактически - это
соотвествие вашей идеи и формы, найденной для ее выражения. Когда зрители не
понимают вашу идею - скорее всего хромает композиция, а не восприятие зрителя
:-)
Выразительность проявляется в умелом использовании
контрастов по цветам, светлоте, размерам. Например, эффектно смотрятся
объемные фигуры (контраст бликов и тени предмета). Контраст тем выразительней,
чем больше он соответствует идее изображения (напр. контраст заголовка и текста
по размеру соотв. идее большей важности заголовка).
Выявление центра - подчеркивание той части, которая
выражает главную идею. Как правило, центр находится где-то чуть выше середины
экрана, но он может быть смещен каким-либо "активным" элементом композиции -
ярким, большим предметом, другим контрастным объектом. Примером смещения
композиции является картина Репина "Не ждали", где зритель сначала теряется в
догадках взирая на пустой центр и затем видя направления вглядов всех участников
композиции смотрит на двоечника - центр композиции :-)
На практике часто используют метод выделения центра путем
вписывания композиции в простую геометрическую фигуру - квадрат, ромб,
треугольник (4,5,6 >), круг, овал. Типичный пример - использование
линий, соединяющих логотип и кнопки либо очерчивающих весь экран и захватывающих
кнопки.
Вместе с тем, необходимо лишь примерное следование геометрии со
смещениями, более ярко выделяющими центр.
Неоднородность плоскости изображения - различие в
восприятии объектов в зависимости от их положения в поле изображения изучалась
учеными экспериментально. В результате доказано:
1. Наклонные отрезки воспринимаются уходящими в глубину в сторону
конца отрезка, дальнего от края экрана.
2. Если один конец наклонного отрезка примыкает к краю экрана, то
"эффект объема" пропадает и отрезок воспринимается лежащим на той же плоскости,
что и плоскость края экрана.
3. Предмет дальше от края экрана воспринимается лежащим в глубине,
ближе - на поверхности.
4. Низ композиции воспринимается более тяжелым, устойчивым,
поэтому дисгармоничны композиции, где тяжелый верх (напр. большие объемные
буквы) и легкий низ (обычный текст). Тяжелые предметы вверху создают ощущение их
падения, напряжение (это м.б. использовано как специальный прием).
Рассмотрите работы других вебдизайнеров под углом композиционных
правил и вы увидите, как часто эти правила нарушаются.
Дисбаланс композиции будет, как правило, тогда эффектно
смотрется, когда он сделан осознанно, а не допущен по незнанию. Читайте
учебники по живописи и ходите в картинные галереи!
Статьи по теме: